Рецензия на коллективный сборник «DRAMлирика», выпуск № 2

Рецензия на коллективный сборник «DRAMлирика», выпуск № 2

Этот выпуск уже полюбившегося читателям сборника представляют одиннадцать поэтов из разных уголков России. Все произведения объединены одной темой — её Величество Любовь. У каждого человека есть самое сокровенное, что дарило чувство полёта, наполняло искромётным счастьем, быть может, даже душевной болью, но продолжает бережно храниться в укромном сердечном уголке.

Четверо из авторов — не новички в поэзии. Их произведения уже публиковались, у каждого выпущены собственные книги, есть свой круг читателей. Их стихи узнаваемы, что называется, по авторскому почерку. Каждый уникален своим внутренним миром и мироощущением. Тем более когда речь идёт о самом мучительно-прекрасном чувстве.

В творчестве Ирины Авраменко любовь — это внутренняя сила и боль, которые пронизывают весь быт. «У банальных пейзажей потрёпанный вид…» — пишет она. Без любви, уверена Ирина, повседневность теряет краски, звуки и ощущения. Как точно подмечает она каждый нюанс всеобъемлющего чувства! Как умело передаёт суть в самых простых словах:

…Громко тикали часы настенные,
И раскалывалась голова.
В стирку бросила бельё постельное,
Вместе с ним и мысли, и слова.

Одна из самых удачных и ярких метафор Ирины — горошина или бусинка. Красота, гладкость, ценность, но недолговечность — таков диапазон применения этого образа в разных стихах:

…Воспоминания нанизаны
На нитку памяти, как бусины,
Сверкают яркие горошины…

Или в других произведениях: «Рассыпались бусины слов», «Рассыпались чувства горошками…»

Другой автор — Элина Назарова. Казалось бы, стихи тоже о любви. Что может быть нового? Но нет, здесь другой «почерк», другие образы, которые наполнены уже не горечью, а внутренней силой.

…Я вышла за двери в платье, и босиком по снегу
Я кинулась в неизвестность, только б остаться живой.
А ты, испугавшись потери, за мною вдруг начал бегать,
Но я не могла увидеть, ведь я же была слепой… (из стихотворения «Меня заменить невозможно»)

Великая сила любви помогает пережить даже самые скорбные потери: «…в мире воздуха нет, Если один погибает…» И эта же сила даёт возможность переосмыслить всё, что случилось, стать мудрее:

…Забывай злые лица вражьи.
Поучать тебя не посмею,
Просто, чтоб оглянувшись однажды,
Ты сказал: «Ни о чём не жалею!»…

Следующий поэт — Степан Серебряков. В этот сборник он представил произведение крупной формы — пьесу в стихах «Второе пришествие Христа (Рождественский сон). ТРАГЕДИЯ». Эта фантасмагория описывается Степаном лёгким по форме слогом, но глубоким по содержанию повествованием.

…Далёкий голос приказал мне встать,
Три раза на восход перекреститься
И всё, что я увидел, записать,
А после… сжечь, но сжечь я не решился.

Пьеса построена по всем классическим правилам жанра. Она увлекает художественной образностью и заставляет удивляться, размышлять и делать выводы.

Пожалуй, конец XX — начало XXI века стали последним периодом классической, как мы её привыкли понимать, поэзии. Сегодня авторы всё чаще осознанно пренебрегают отдельными классическими нормами написания стихов. Что ж, это вполне объяснимо. Стремительно несётся время, новые технологии требуют очень быстрого приёма информации. И стихи постепенно становятся более беглыми по своей форме. Радует другое: несмотря на эту самую «беглость», современные авторы продолжают ценить творчество лучших поэтов прежних лет, развивая новые формы стиха.

В сборнике «DRAMлирика» одним из такого рода новаторов стала поэтесса Югива.

…Мне на миг попасть в 60-е
И тихонько войти в их дом,
Чтоб в забытых черновиках
Мне остаться чернильным пятном… (из стихотворения «Поэтам-шестидесятникам»)

Часть стихов она пишет от мужского лица, часть — «белым» стихом. Но разве это может повлиять на самую суть, если мысль эта глубока?

 …Счастье, завёрнутое в кулёк.
Спрятанное от недобрых,
Равнодушных глаз,
От грубых, жестоких фраз.
Но с годами кулёк всё тоньше.
И наконец рвётся.
Рассыпаются мечты, как драже.
Детство закончилось… (из стихотворения «Детство закончилось»)

Как бы ни менялся мир, в нём всегда будут находиться те, кому «нужны перо и бумага. А мир он придумает сам…»

Этот выпуск сборника вновь представляет несколько молодых талантливых, самобытных авторов под грифом «Поэтический дебют». Тимур Трист обращается к видам стихосложения, которыми нечасто сейчас пользуются. Например, моностих: «Говорите стихами — я вас внимательно слушаю!» Или стихи-схемы, которые читатель может сформировать самостоятельно. Без оглядки он применяет в своём творчестве интересные, неизбитые, неясные, но прекрасные образы: «Слушать кожу твою словно морскую ракушку», «Чтобы взлететь нужно только Руки поднять Уцепившись в облака И качелью стать».

Экспериментируют с формами рифмовки и поэтическим строем стиха Татьяна Баринина и Ирина Купрюхина. И снова обыденные, казалось бы, вещи, открываются по-новому. «Как сдавили горло мне Ожерелья кучею!» — пишет Татьяна Баринина. И любовь её так обоснованно становится живым существом:

…Выпустить бы горлицу,
В душу заточённую.
Болью моей кормится
Бедная… Никчёмная…

А так начинает свою подборку Ирина Купрюхина: «Вы, в общем, не судите по обложке. За каждым громким словом — счастья крошки». И далее раскрывает своё чисто женское понимание любви:

 …Может, так суждено в этом мире.
Я нашла б тебя даже в пустыне.
Скалы, море, тайга…
Хоть куда.

Хочу отметить ещё троих авторов-дебютантов, чья лирика имеет по-настоящему глубокий смысл. В их числе пенсионерка Людмила Акулова. Созданные ею художественные образы входят прямо в сердце и понятны людям любого возраста, поскольку говорят о вечном.

…Я не люблю тебя, поверь,
Но только лишь дышу тобой…

 Или умелое соединение прошлого с настоящим:

…Мои мысли во мраке Вселенной
Заблудились в созвездиях пыльных.

 Елена Ржихина вторит своим собратьям по перу, по-своему раскрывая тайну человеческой души. «Есть одна только в мире истина — Не твори в своей жизни зла», — пишет она. Любовь для Елены — движущая сила мироздания:

…Тревогу прочь гоню и снова
Встаю я утром, чтоб узнать,
Что в мире есть Любовь, и повесть
Пишу я вновь, чтоб жизнь познать.

Самобытно творчество Ивана Серебрилина. Многие его строки так созвучны есенинской поэзии: «Я живу поместный пленный: Мыслью к небу, лбом — к земле!»

Или эти строки:

…Не смотри, не смотри в мою сторону…
Береги свой прекрасный взгляд.
Я живу по уму, по-новому,
Не влюбляясь во всех подряд!

Современному читателю непременно нужно читать такие стихи!

Набирает силу поэтический голос Евгении Поповой. Есть что сказать у этого молодого автора. Главное — «не позволять душе лениться». Писать больше, расширять тематику, ведь трудиться над каждой строкой для каждого поэта — есть частица человеческого счастья!

Все произведения, представленные в этой книге, не являются лёгким «чтивом». Они предназначены для вдумчивого прочтения и размышления о самом сокровенном…

Ольга Сабанская, член Российского союза писателей,
поэт, прозаик, журналист, редактор

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии